Знаменитая коллекция голландского, фламандского и нидерландского искусства Эрмитажа включает одно из самых крупных собраний Рембрандта за пределами Нидерландов, а также великолепные собрания Рубенса и Ван Дейка. Многие из этих полотен некогда принадлежали лорду Уолполу из Норфолка и были приобретены Екатериной Великой в 1779 году.
![]() | Н. Н. НикулинАвтор очерка-путеводителя рассказывает об изобразительном искусстве Нидерландов поры его расцвета. На примере произведений, хранящихся в эрмитажной коллекции и украшающих экспозицию музея, автор раскрывает историко-художественные закономерности ее развития, знакомит читателя с замечательными старыми мастерами и их творениями. Очерк сопровождается цветными и тоновыми иллюстрациями. Издательство: "Искусство" (1984) (эту можно вставить в список литературы) Получение коллекции Гоцковского, состоявшей преимущественно из картин
голландской и фламандской школ, вызвало интерес
Екатерины II, а также явилось предметом ее гордости. Можно полагать, что это
было одним из факторов, который побудил ее к дальнейшему коллекционированию
живописи. Агенты за границей, русские послы (в частности большой знаток
искусства, князь Ю.А. Голицын – посол во Франции и Голландии) получают
указания следить за аукционами художественных ценностей и приобретать
произведения искусства для императрицы.
Так, на протяжении 1767-1768 годов Д.А. Голицыну удается купить шедевр кисти
Рембрандта «Возвращение блудного сына» и на аукционах и распродажах – десятки
других картин западноевропейских мастеров.
Особо важное значение для формирования картинной галереи Эрмитажа имела
покупка трех первоклассных коллекций – Брюля, Кроза и Уолполя.
В Дрездене у наследников графа Брюля, влиятельного министра саксонского
короля Августа III, куплено около шестисот полотен голландской, фламандской,
французской, итальянской, немецкой школ. В их числе ряд шедевров, по сей день
составляющих славу Эрмитажа: «Портрет старика в красном» Рембрандта, «Персей
и Андромеда» Рубенса, полотно Пуссена «Снятие с креста», картина Ватто
«Затруднительное положение», «Получение письма» Терборха. Из коллекции Брюля
в Эрмитаж поступило первоклассное собрание видов Дрездена, исполненных
итальянцем Белотто по заказу графа, а также огромное количество гравюр и
рисунков. Последние значительно пополнили эрмитажную коллекцию, в которой
были рисунки и картины, купленные за год до этого у графа Кобенцля в
Брюсселе.
Не все покупки достигали берегов русской столицы. В 1771 году буря разбила
следовавший из Голландии корабль, в трюмах которого находились голландские
картины, приобретенные в Гааге в 1771 г. Весь ценный груз оказался на дне
Северного моря.
В 1915 году в Эрмитаж поступило приобретенное в 1910 года собрание картин голландских художников, создаваемое на протяжении многих лет в качестве «дополнения к коллекции Эрмитажа» выдающимся русским гео графом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. В 1911-1912 гг. несколько картин посту пило в Эрмитаж из собрания графов Строгановых в Риме и Петербурге и, по завещанию владельца, из коллекции А. 3. Хитрово. Знаю, что мало и недостойно, но умираю, как рука болит, а одной вообще не удобно что-то делать на компьютере. Сдашь завтра некую компиляцию, потом вплотную займемся. Обложку распечатала, уползаю спать. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий